Береги честь смолоду, а ходовку – с завода!
05.10.2022
Первый и главный совет: приобретайте ходовые части только проверенных брендов, таких как ITM (Италия), USCO/ITR (Италия), PAGE (Турция), AceTrack/SM (Ю.Корея), KTSU, KMF, CH, HSB, VRT (КНР). Это гарантирует надежность и качество.
Ходовая часть – основа основ, именно она в первую очередь подвергается усиленным нагрузкам. Более того: плохо работающая ходовка снижает также эффективность всей техники в целом. Чтобы избежать преждевременных поломок, достаточно соблюдать ряд правил.
Вне зависимости от того, какую бульдозерную или экскаваторную технику вы эксплуатируете - будь то спецтехника брендов Komatsu, Caterpillar, SEM, John Deere, Четра, ЧТЗ, ДСТ-Урал, Liebherr, Shantui, XCMG, Dressta, Shehwa, CASE, Daewoo, Doosan, Volvo, HITACHI, HYUNDAI, JCB, KATO, KOBELCO, New Holland, Samsung, SUMITOMO и других - эти правила будут для вас актуальны.
Перечислим факторы, вызывающие преждевременный износ:
- Некорректные навыки эксплуатации машины, особенно связанные со скоростным режимом;
- Усиленные нагрузки на спецтехнику;
- Присутствие в работе внешних абразивных материалов.
Эти факторы легко поддаются контролю. Если следовать нашим рекомендациям, вы легко сможете продлить срок службы спецтехники и ходовой части. Избежать ускоренного износа поможет обязательное соблюдение правил эксплуатации спецтехники и подвесной части. Человеческий фактор играет здесь не последнюю роль. Профессионализм оператора и наличие у него навыков технической эксплуатации - гарантия долгой службы ходовой части. И напротив: отсутствие соответствующих навыков может обойтись слишком дорого и приведет к дополнительным расходам. Мы обозначим наиболее частые ошибки, избежав которых вы значительно продлите работу ходовой части.
Самые распространенные ошибки, которые приводят к преждевременному износу ходовой части
Высокая скорость движения
Некоторые операторы предпочитают в определенных условиях работать на высоких скоростях. Но, при этом они забывают учитывать уровень загрузки техники. Высокая скорость в сочетании с большой нагрузкой неминуемо ускоряет износ ходовой части и компонентов. Работа при полной нагрузке на малой скорости будет эффективней, чем работа при средней нагрузке на более высокой скорости. Если соблюдать это золотое правило, можно не только избежать преждевременного износа, но и существенно экономить топливо.
Движение задним ходом
Дополнительные риски создает движение задним ходом. При этом скорость, с которой двигается техника, не является определяющей. Повреждения возможны даже при движении задним ходом на малых скоростях. Особо сильному износу подвержены втулки и ведущее колесо (звездочка), поэтому важно прибегать к передвижению задним ходом только в исключительных случаях. Если такая необходимость возникла, лучше двигаться назад непродолжительными промежутками. Не рекомендуется также при таком движении резко и сильно повышать скорость.
Излишняя эксплуатация
Не стоит эксплуатировать спецтехнику в иных целях, не относящихся непосредственно к работе. Эти машины предназначены для конкретных задач и не рассчитаны на излишние передвижения за пределы рабочей площадки. Как показывает практика, некоторые работники нарушают это правило, например, используя спецтехнику в своих целях в обеденный перерыв. Поэтому для увеличения срока эксплуатации ходовой части надо полностью исключить возможность нецелевого использования машин. Лучше использовать для личных целей другие транспортные средства, не оснащенные гусеничным ходом.
Резкие повороты и повороты в одну сторону
Спецтехника, оснащенная гусеничной ходовой частью, не приемлет резких поворотов. Такие действия существенно изнашивают компоненты ходовки. К тому же резкий поворот добавляет нагрузку на одну из сторон машины и еще больше подвергает риску ходовую часть. Случаи, когда резкие повороты действительно необходимы, исключительны и возникают крайне редко. Оптимальным выбором станет постепенный поворот на низкой скорости, что будет способствовать плавному движению без рывков и сведет к минимуму возможные повреждения ходовой.
Износ ходовой части неизбежен, но крайне важно, чтобы он был равномерным. Частые повороты в одном направлении способствуют быстрому износу одной из сторон. По возможности надо располагать технику так, чтобы было удобно осуществлять поворот как направо, так и налево.
Мы перечислили основные ошибки, которые возникают на любой спецтехнике, не зависимо от направления работ и типа машин. Рассмотрим отдельно более частные ситуации, возникающие при эксплуатации гусеничных бульдозеров и экскаваторов.
Ошибки при эксплуатации гусеничных бульдозеров:
Некорректное положение отвала
Обратите внимание на правильность положения отвала при движении. Для эффективной работы бульдозера необходимо избегать слишком большого наклона отвала к земле. В таком случае он будет слишком сильно врезаться в грунт даже тогда, когда это уже не требуется. Техника будет двигаться с большим трудом и увеличенной нагрузкой. Кроме того, что такая эксплуатация может повредить отвал, создаются дополнительные риски для износа ходовой части. Гусеница будет пробуксовывать. Очень скоро ходовая часть и её компоненты выйдут из строя. Наилучшим решением в таком случае будет врезание в грунт, полное заполнение отвала с последующим подъемом его над землей.
Неверный наклон рыхлителя
Необходимо также уделить пристальное внимание процессу рыхления. Пробуксовка гусеницы может происходить и во время этого вида работ. В момент погружения рыхлителя в грунт задняя часть машины приподнимается и происходит нарушение равновесия. При сохранении такого положения увеличивается нагрузка, приходящаяся на переднюю часть бульдозера, в том числе и на переднюю часть ходовой. Для равномерного распределения нагрузки рекомендуется приводить рыхлитель в рабочее положение после погружения в грунт, что поспособствует равномерному распределению веса, а также защитит ходовую часть от преждевременного износа.
Ошибки при эксплуатации гусеничных экскаваторов
Движение со стороны ведущего колеса (звездочки)
Необходимо во время движения соблюдать правильное положение кабины по отношению к ведущей звездочке. Иногда работники совершают ошибку и начинают движение при положении кабины, повернутой в сторону ведущего колеса. Надо избегать таких ситуаций: в этом случае ходовая часть будет находиться в режиме заднего хода, а ее компоненты будут подвержены лишней нагрузке. При движении вперед звездочка должна находиться с задней стороны относительно кабины.
Если вы будете соблюдать эти простые рекомендации, то существенно продлите жизнь и работу ходовой части. Избежать её преждевременного износа несложно. Следуйте этим золотым правилам и берегите свою технику.